АЗЪ, Я или КАКО ЛЮДИ МЫСЛЕТЕ





А и Азъ(местоимение 1.л.,ед.ч.) - первая буква русской азбуки.
Азбука - азъ-буки-веди-глаголь-добро-есть...
Сразу - "Азъ есмь..." и молитва покаянная - "...блудный, грешный и окаянный азъ...".
Сразу - начинать с азов - любое дело и науку - с основы? с простого? с начала? аб ово? с себя- с аза?
Знать азы ( начало-основу) - он аза в глаза не знает (ничего не смыслит), сперва азъ да буки, потом и все науки. Азъ не без глаз, про себя (по себе) вижу. Знает от аза до ижицы( всю азбуку, т.е. - всё, что нужно).
И есть интересное, сравнительно позднее присловье - " Я - последнее слово в азбуке. - Да азъ- первое".
Я. Ох уж это "я"! Этот известный веер "я": "всё я да я... не якай... я -последняя буква..." и прочее.
Не просто буква "я", местоимение первого лица единственного числа человека - а сама личность, сам человек - сразу ставится с первого на последнее место, не просто в списке букв, в азбуке и букваре, - а в самой жизни.
И более нет связи с "АЗЪ есмь..." и нет - по образу и подобию Его? Связи остаются, ибо не могут исчезнуть, но они уже не про-явлены, не явны. Они уже вне сознания, знания, а значит - субъективно их нет.
И с таким субъектом-человеком униженным, ничтожным, бессильным (где тут место для "Встань и иди?" для веры?)можно поступать и как в 1917 году, и далее, и ранее.
"Я" - как буква - появилась сравнительно недавно - не смотрела специально, но насколько помню, она происходит из юса малого - древней русской (др.-славянской) буквы, что звучала похоже на Я (не совсем - среднее между И и А, не дифтонг, но похоже).
Отдельного слова - со значением и тем более со значением местоимения - этот юс малый не имел. Был только азъ для обозначения местоимения 1 лица ед. числа.
АЗЪ изначально не имел уничижительного оттенка по отошению к человеку- это и к вопросу о самосознании и, в частности, о своей ответственности, к начинанию с себя, с азов, с аза, и к своему месту в мире.
Лица полные достоинства, мирные, спокойные - самых обычных людей - это ведь не просто темп жизни был другой, не во внешнем суть, а внутри человека. И от этого внутреннего - самоощущение и самоуважение, и уважение к другим, к миру - "... како-люди-мыслете...".
Не говорю уж о церковных - вероучительных - текстах, об их понимании.
Вот так просто и тихо - изменили несколько букв, азбуку - и у людей - народа - гармоничный мир внутренний и внешний был нарушен и низведен - до чего-то удобного невесть кому.
Вот такие мысли по поводу.

P.S.
Немаловажный аргумент:
Если "я" - последняя буква во всех смыслах и "не-якай" - то Бог не может сказать "Я есть...".
Но - не может Он быть на последнем месте - только на первом и в начале - аз-буки-веди-глаголь... - всё значимо и важно в азбуке.
Азъ и я. Очень разные слова, совсем разные по сути.
Мировоззрения, мироощущения - разные. Проделать путь от Я к Азъ - труднее, чем наоборот, но это - путь достойный.
Сейчас у нас есть букварь, с буквами, - даже алфавитом это назвать некорректно - какие уж там альфы и виты и омеги? - безОбразные буквы.
Каким чудом удается из них что-то слагать - со смыслом и даже гармоничное - уму непостижимо.
Кому повезло, кто азбуку знает, с теми остается всегда отголосок и отсвет азбуки - полноты и красоты смысла, и гармониии мироздания. Открыт мир Слова Божия.
А кто "азбукам не обучен"? - стоит ли удивляться и негодовать?..
Другое стоит делать - обязательно учиться церковнославянской грамоте, азбуке, всем. Детей учить - прежде всего!
Вернуть старую азбуку в обиход вряд ли получится, да и не нужно вспять идти, наверное. Но знать с азов - это хорошо.

P.P.S.
Как и предполагала, реформа была проведена ПетромI.

22.02.2009. Москва



Русский язык.Реформы азбуки и правописания.
Первая реформа рус. письма была осуществлена в 1708-10 Петром I. В 1708 он издал указ напечатать «новоизобретенными русскими литерами» «Геометрию» и иные гражданские книги, а в 1710 утвердил образец новой азбуки. В ней старые (церковные) и новые («гражданские») буквы давались в сопоставлении. Были исключены нек-рые буквы церковной кириллицы (напр., ^ - «кси», \> - «пси», со - «омега» и др.). В азбуку были введены буквы э и я, а также впервые устанавливались строчные и прописные начертания букв (в церковной кириллице были только заглавные буквы). Однако часть исключённых Петром I букв в дальнейшем восстанавливалась и снова исключалась. Нек-рые излишние буквы оставались в рус. алфавите вплоть до реформы 1917-18: в - «фита», -Ь - «ять», I.





Церковнославянская азбука и славянское счисление



Яндекс.Метрика